Эксперты об управляющих советах школ: пока все решает директор
« НазадЭксперты в сфере образования обсудили стимулы и барьеры для становления влиятельных школьных советов (органов, включивших в себя представителей родителей, учащихся, педагогов, наделяемых полномочиями по принятию решений по ключевым вопросам жизнедеятельности школы). Директор Института развития государственно-общественного управления образованием Елена Шимутина привела статистику, согласно которой в России насчитывается более 20 тыс. управляющих советов, и лидерами в этом вопросе являются Тамбовская область, Томская область, Московская область и Москва.
"Все начиналось10 лет назад, когда учителя стали забывать о дефиците продуктов, и все вдруг поняли, что самое богатое инвестиционное поле – дети", — напомнил директор Центра образования "Царицыно" №548 г. Москвы Ефим Рачевский, добавив, что именно тогда родители начали интересоваться тем, что происходит за бронированной дверью школы.
В связи с этим ректор Российского университета дружбы народов, бывший министр образования и науки, принявший в свое время решение о введении управляющих советов школ, Владимир Филиппов, подчеркнул роль российского педагога (ныне покойного) Анатолия Пинского, который стал идеологом нововведения. "Об управляющих советах надо говорить в контексте комплексной модернизации российского образования", — подчеркнул бывший министр, добавив, что эта идея вылилась в нечто большее, перешла из школ в вузы. Сейчас, по его словам, стоит подумать о том, как совершенствовать этот инструмент диалога школы с обществом. В частности, по мнению Владимира Филиппова, надо воспитывать в обществе культуру самоуправления и оказания добровольной материальной помощи школе.
О совершенствовании системы управляющих советов высказался и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он напомнил, что в 90-е годы директора школ работали на грани фола, открывая скрытые резервные фонды, позволяющие компенсировать хозяйственные нужды школ. Идея же управляющих советов, по его мнению, заключалась в том, чтобы сделать этот процесс цивилизованным и легальным. "Управляющие советы становятся площадкой для обсуждения того, чего мы хотим от школы", — отметил он, вместе с тем подчеркнув, что пока они не представляют влиятельной силы, поскольку до сих пор не выделена их зона ответственности". "Пока у нас во всем виноват директор", — резюмировал это замечание Ефим Рачевский.
Декан факультета "Менеджмент в сфере образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская привела данные, согласно которым 84% школ имеют управляющие советы. Вместе с тем, по ее словам, 40-60 % директоров утверждают, что в действительности все решения они принимают самостоятельно. "Советам делегируются иногда странные функции, в частности, комплектация учебников", — отметила она, добавив, что "это дело профессионалов". Кроме того, по ее оценкам, советы пока плохо выполняют функцию информирования родителей. В частности, как отметила эксперт, процесс объединения школ стал для многих родителей, как гром среди ясного неба.
Начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко видит особую роль управляющих советов в участии в различного рода процедурах оценки качества образования. Кроме того, по его мнению, советы могут принимать участие в корректировке образовательных стандартов и комплексной аттестации учителей. В целом, по его мнению, советы представляют значимый инструмент для принятия управленческих решений.
Говоря о повышении качества работы управляющих советов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов высказал мнение, что это должно выражаться в "честности по отношению к оценкам детей", "аналитических компетенциях представителей советов" и "выходе из поиска причин в поиск решений".