Кто и как работает с детьми: подведены итоги национального мониторинга «Лучшие детсады России»

« Назад

Кто и как работает с детьми: подведены итоги национального мониторинга «Лучшие детсады России» 08.02.2018 11:20

Почти 9 тысяч детсадов из 57 регионов России стали участниками национального мониторинга в прошлом году. Их оценивали по нескольким десятками показателей, начиная от уровня безопасности и кадрового состава до наличия зимнего сада в учреждении. Оценку «отлично» не получил ни один из участников исследования. При этом число организаций, оцененных на «удовлетворительно», в этот раз было минимально за все годы наблюдений.

Участники и их оценки

Больше всего детских садов представила в этом году Московская область, от которой в исследовании принимали участие 1905 дошкольных организаций. Некоторые регионы «показали» всего несколько своих учреждений. Так, например, Астраханская область, Кировская область, Республика Адыгея и Республика Калмыкия представили лишь по одному детскому саду.

Как рассказала Татьяна Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, в ходе мониторинга оценивалось соответствие показателей конкретного детсада заданным критериям. Совпадение на уровне 25% и менее было отмечено оценкой «неудовлетворительно», на уровне 25-50% «удовлетворительно». Оценка «хорошо» была поставлена детскому саду, показатели которого соответствовали критериям в 50-75% случаев. «Отлично» получает учреждение, если оно близко к идеалу на 75% и более. Однако настолько к нему ни один детсад России в этом году не приблизился. Более того, «отлично» не выставлялось ни разу с начала проведения мониторинга. Впервые такой обзор был организован в 2012 году.

«Лучшие регионы по итогам мониторинга 2017 года – Петербург, Ленобласть, Московская область, Ставропольский край и Красноярский. Эти пять регионов на высоком уровне. Москва участия в исследовании не принимала», - подчеркнула Татьяна Волосовец.

Чаще всего за это время, и 2017 год не стал исключением, дошкольные организации получали оценку «удовлетворительно». В 2013 году так было маркировано максимальное число участников мониторинга - 99,3%. В 2014 году количество детских садов с оценкой «удовлетворительно» снизилось до 94,9% за счет увеличения садов-«хорошистов».

В 2017 году количество дошкольных образовательных организаций с «удовлетворительно» составило 89,8% от общей выборки. Это стало минимумом за все время проведения исследований. Однако в отличие от прошлых лет это сокращение – следствие того, что выросло число детсадов с оценкой «неудовлетворительно».

Кто и как учит

Ученые проанализировали один из главных критериев, положенных в основу мониторинга – кадровый состав учреждений образования. В целом картина получилась довольно противоречивая.

Итоги исследования показали, что педагогов в целом хватает, растет их профессиональный уровень (с 50% до 90% увеличилось число работников с высшим образованием), в большинстве учреждений есть психологи, дефектологи. Многие семьи могут получить место в учреждении шаговой доступности.

Однако в отрасли существуют серьезные проблемы, которые имеют тенденцию к обострению.

Так, по данным национального мониторинга, упало количество музвоспитателей, руководителей физического воспитания, изобразительного искусства, социальных педагогов. В среднем сейчас приходится 3,2 таких специалистов на каждое образовательное учреждение. Однако еще в позапрошлом году этот показатель был на уровне 4,5 человек.

Растет количество педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. При этом уменьшается число молодых воспитателей. Несколько лет назад в среднем на один детсад приходилось по 3,5 сотрудника со стажем от 0 до 5 лет, в 2017 году показатель снизился до трех человек.

Менее активно принимают работники участие в профессиональных конкурсах. В 2015 году 83% педагогов представляли свое мастерство коллегам и родителям, в 2016 – 67%. В 2017 – всего 43%.

«Но самая тяжелая проблема - с психологами, логопедами, учителями-дефектологами и т.д. Родители приводят детей с ограниченными возможностями здоровья в детсады. Не только в специальные детсады и группы, но и в учреждения общеразвивающей направленности. Можно говорить, что инклюзивное образование идет по стране, но при отсутствии логопедов, учителей–дефектологов, логопедов все это остается на бумаге», - считает Татьяна Волосовец. По ее данным, только в 60% детсадах есть педагоги-психологи.

При этом половина учреждений-участников мониторинга заявили, что, кроме основных образовательных программ, используют адаптированные программы для детей с ОВЗ. Это позволяет дать таким малышам качественное образование. Отметим, что в прошлом году эта цифра была гораздо менее существенна.

«Важно, что сегодня мы получили такую информацию. Отрадно, что в исследовании приняло участие почти 9 тысяч образовательных организаций. То есть почти каждое пятое учреждение заявило о готовности принять участие в исследовании. Эта информация нужна, чтобы определить точки роста и на них строить образовательную политику, чтобы положительные эффекты стали достоянием нашего дошкольного образования. Также необходимо будет проанализировать те моменты, которые показали отрицательные результаты», - прокомментировала итоги мониторинга заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Светлана Ермакова.

Родительский взгляд

Большинство родителей самым одним из самых важных критериев называют близость детсада к дому. Этим руководствуются при выборе учреждения для ребенка 71% мам и пап. Об этом рассказала Любовь Духанина, депутат Государственной Думы РФ, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта. По данным опроса, организованного ОНФ, еще 67% взрослых в первую очередь обращают внимание, как организован весь процесс в детском саду. Около 60% отметили, что им принципиально важно чему и как учат.

Наиболее важным в дошкольном образовании родители называют развитие кругозора, мышления ребенка, подготовку к школе.

Также респондентов просили в целом оценить состояние детсада, который посещает их малыш. Более 70% считают его отличным или хорошим. Большинство удовлетворены педагогическим мастерством воспитателей, высоко оценивают их труд также в рамках игровой деятельности и на прогулках. Более 80% опрошенных считают, что в детском саду, который посещает их ребенок, созданы все условия для сохранения его здоровья.

Одна из самых сложных и злободневных проблем дошкольной сферы – дефицит мест в ясельных группах. «Сейчас по стране подано 326 тысяч заявлений на места в ясельных группах. Президент поставил задачу - решить вопрос с местами в таких группах. Это колоссальная задача, которую предстоит решить в течение двух лет», - заключила Любовь Духанина.

Для справки: сегодня в России работают более 49,4 тысяч дошкольных образовательных организаций, которые посещают более 7151,6 тысяч детей в возрасте до семи-восьми лет.