Регион - магнит и субъект – транзит: куда тянет выпускников российских вузов

« Назад

Регион - магнит и субъект – транзит: куда тянет выпускников российских вузов 18.08.2017 08:41

Всего лишь четверть региональных систем высшего образования привлекательны для абитуриентов, при этом значительная часть выпускников вузов меняют восток страны на запад. Специалисты Института образования НИУ «Высшая школа экономики» проанализировали основные тенденции образовательной миграции в регионах России.

Всего было выделено пять типов регионов в зависимости от мобильности молодежи. В расчет принимали, насколько вузы региона востребованы среди школьников и какая часть выпускников вузов после получения диплома отправляется продолжать научную деятельность или искать работу в другие субъекты.

По пяти номинациям

По данным экспертов института, всего четыре субъекта Российской Федерации оказались привлекательными как для абитуриентов вузов, так и для выпускников. Так называемыми «регионами-магнитами» были признаны Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленобластью, Свердловская область и Татарстан. В исследовании отмечается, что показатели рассчитывались совместно для города Москвы и Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так как эти субъекты - агломерации с единой образовательной системой и рынком труда.

Все эти российские субъекты в глазах выпускников объединяет несколько факторов. Это с регионы с большим количеством сильных вузов, многие из которых участвуют в программе повышения международной конкурентоспособности. На этих территориях - высокий показатель внутреннего регионального продукта на душу населения, они же возглавляют рейтинги регионального развития.

Регионы-транзиты. Как и следует из названия, сюда приезжают с целью получить качественное высшее образование, после чего студенты возвращаются домой или едут в другие регионы. Иными словами, регионы достаточно интересны для абитуриентов: вузы активно участвуют в федеральных программах развития и т.д. Однако при этом более трети выпускников уезжают работать в другие регионы. К там относятся, например, Воронежская, Ивановская, Тюменская, Омская области и т.д.

Самая многочисленная группа была названа исследователями «замкнутыми регионами». Вузы менее престижны среди выпускников. Но в то же время студенты предпочитают оставаться в домашнем регионе. Здесь не фиксируется значительного оттока молодежи. К этой категории были отнесены Забайкальский край, Чеченская республика, Дагестан, Мурманская область, Калининград, Якутия и т.д. Отличительная особенность университетов этой группы – их небольшие размеры.

Еще менее востребованы учебные заведения в регионах-экспортерах. Более того, молодежь ориентирована на внешние рынки труда. В среднем более трети выпускников покидает регион, в котором получали высшее образование. Такая ситуация в целом характерна для Брянской, Курганской областей, Ханты-Мансийского автономного округа,  Марий Эл, Ставропольского края и т.д.

В пятую группу были выделены регионы, данные вузовской миграции которых требуют дополнительного анализа. «Эта группа очень неоднородна как по характеристикам системы высшего образования региона, так и по социально-экономическим параметрам самих регионов», - отмечается в исследовании. К ним относится, например, Крым, Чукотка, Приморский край, Ярославская область и др.

Из Петербурга в Москву и обратно

Аккумулируют значительную часть выпускников российских школ Петербург и Москва, и, после получения диплома, предоставляют им широкие возможности для их трудоустройства и дальнейшего обучения.

Любопытно, что для этих сильных университетских центров численность прибывших выпускников из какого-либо отдельного региона не является существенно значимой.  При этом  некоторые регионы «теряют» до 30% выпускников местных вузов вследствие их переезда в Москву или Петербург. К примеру, 30% выпускников Тверской области уезжают работать в Москву и 20% выпускников Новгородской области - в Санкт-Петербург. Аналитика показала, что выпускники учебных заведений Санкт-Петербурга более охотно остаются работать там, где учились, по сравнению с выпускниками московских вузов. По статистике НИУ ВШЭ, соответственно 23% и 30% выпускников мигрируют в другие регионы.

При этом обмен между двумя столицами примерно равнозначный. Данные учебного года 2015-2016 г. показали, что из Москвы в Санкт-Петербург лучшей доли поехали искать 4.479 выпускников, из Санкт-Петербурга в Москву – 4.892 человека с дипломами.

Куда едет молодежь?

При этом специалисты НИУ ВШЭ выделяют несколько главных тенденций, которые характерны для образовательной миграции всей страны. Так, например, на выбор молодежи серьезное влияние оказывает уровень экономического развития территории. Низкий уровень безработицы, шансы выгодного трудоустройства, более высокий уровень жизни вполне предсказуемо манят молодых людей. При этом векторы образовательной и общей миграции совпадают: идет «западный дрейф». Люди переезжают из азиатской части страны (Сибири, Дальнего Востока) в европейскую.

Вузовские системы двух регионов России оказались совершенно неинтересны для выпускников школ — в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах показатель востребованности местных вузов практически равен нулю. Так, по данным 2015/2016 учебного года, из 3,5 тысяч выпускников школ в ЯНАО в местные вузы поступили всего 78 человек, в Чукотском АО - 8 из 377.Однако это легко объяснимо: вузовские системы этих регионов представлены только филиалами. В большинстве своем эти филиалы имеют признаки неэффективности и находятся в стадии реорганизации.

Тенденции образовательной миграции стали проявляться более отчетливо после введения в 2009 году Единого государственного экзамена. Данные последних лет показали, что молодые люди стали активнее пользоваться возможностью проявить себя в вузах других регионов.